кнопка поиска

Яндекс.МетрикаКрамола - крамольные взгляды на историю, мироздание, науку. Народное интернет радио Славянский МИР

2-е издание книги Буквица живого Великорусского...
Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание книги Буквица живого Великорусского образного языка. Можно с уверенностью утверждать, что русский язык к настоящему времени пришёл в упадок и... Читать далее
2-е издание художественных альбомов Всеволода...
По многочисленным просьбам наших читателей и поклонников творчества русского художника-славяниста Всеволода Борисовича Иванова. Издательство «Родович» запускает в печать 2-е издание художественных... Читать далее
РОК ВОЗОМНИВШИХ СЕБЯ БОГАМИ
Совсем недавно мы все были свидетелями раскрытия некой тайной силы, которая в обычное время обывателю не видна, скрытая за пеленой повседневных событий. Но события в Kрыму заставили эту силу... Читать далее
Буквица
Это методическое пособие было разработано на основе разъяснений, данных Главой Церкви Староверов о. Александром в ходе преподавания в Духовном Асгардском Училище. Данное пособие является приложением... Читать далее
Быстьтворь
В данной книге автор рассматривает проблемы отечественного и мирового прошлого с позиций наших Предков. Прошлое народов, населяющих Землю, неоднократно становилось предметом споров и разногласий. В... Читать далее
prev
next
Четверг, 14 Май 2015 19:36

Вербальная магия и экология сознания

Оцените материал
(8 голосов)

В своё время мольеровский Тартюф очень удивился, узнав, что всю жизнь говорит прозой. Видимо, для многих может стать откровением, что они с ранних лет активно занимаются вербальной (от лат. verbalis— словесный) магией и что ничего зазорного в этом нет. При встрече с человеком мы, как правило, говорим "Здравствуй!", тем самым желая ему здравия — здоровья. Это пожелание вошло в добрую традицию и мы, не задумываясь, через этот нехитрый магический ритуал, делаем человека здоровей. А когда мы говорим "Добрый день", то настраиваем себя и встречного на добрый лад. При расставании мы говорим "До свидания" или "Прощай", и в этом тоже заложен глубокий ритуальный смысл: либо мы хотим снова свидеться с этим человеком, либо просим прощения — мало ли чем можно обидеть человека при встрече. Такая магия слова культивировалась в народе, и люди были доброжелательнее.

А как работает магия слова сейчас? Два маленьких примера. Когда у человека избыточный вес, он страдает от ожирения, что ему предлагают? Да, как правило — похудеть. Уже в "Толковом словаре русского языка" Ожегова (с 1949 г.) худеть — это сбросить лишний вес, а у Даля: "становиться худым, спадать с тела, осунуться, терять полноту". Как видите, ни слова об избытке веса, а наоборот: "худой — неладный, негодный, дурной, плохой, нехороший; в чём или в ком недостатки, пороки, порча; изношенный, ветхий, дырявый". Задумавшись над этим, скажите, только честно: хотите ли Вы похудеть? Мне могут возразить, что язык не стоит на месте, что понятия устаревают, а всё идёт вперёд, как тот паровоз, у которого в коммуне остановка. Но почему развитие должно идти туда, где радикально меняется суть слова и благотворному действу придаётся такое неблагозвучное имя? Посмотрите: сбросив излишек веса, человек стал стройным, поджарым, изящным, в конце концов. Вовсе ему не надо становиться худым.
Другой пример: массажисты, тренеры, психологи предлагают сво¬им подопечным расслабиться, подразумевая под этим "ослабить напряжение мышц, а также вообще внутреннее напряжение" (см. словарь Ожегова). Хотя у Ожегова под номером 1 сказано: расслабиться — утратить силы, ослабеть. Не слишком ли большой скачок от "ослабить напряжение" до "утратить силы" при одном и том же слове? У Владимира Ивановича Даля очень чётко: "разслабленный - параличный, разбитый, болезненный, лишенный власти вольного движения". Я не хочу осуждать уважаемого Сергея Ивановича Ожегова, за то, что он сознательно насаждает свои варианты выражений, он просто честно отследил тенденцию и отразил её. Но всё же, я считаю, что лучше не расслабляться, а раскрепощаться, то есть освободиться от какого-нибудь гнёта, зависимости, закрепощенности, сделаться свободным (Ожегов).

В старые добрые времена законы общения и языка устанавли¬вали жрецы, волхвы, ведуны — те, которые ведали законы мироздания и могли вести людей за собой, то есть были ведущими. Ещё недавно языком управляли поэты: "улица корчится безъязыкая — ей нечем кричать и разговаривать". Сейчас — сатирики и реклама. Один сатирик спросил: "Ну, как Ваше ничего?". Все посмеялись, а жизни не осталось, осталось "ваше ничего". У Даля был словарь "Живого великорусского языка", у Ожегова — просто Толковый словарь русского языка. Какой словарь будет у наших потомков?

Святой Иоанн начал одно своё благовещание так: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог". Слово во все времена было важнейшим элементом общения и управления, может быть, поэтому грамоте обучался далеко не каждый. Сейчас написать слово может почти каждый, а вес устного слова падает -вместо него теперь печатный договор с подписью и печатями. А слово — это мелочь. Поэтому мы "расслабляемся" и "худеем". И такие "мелочи" замутняют наше сознание сильнее, чем наркотики и алкоголь, потому что действуют незаметно. В природе нет мелочей — ни в мыслях, ни в словах, ни в действиях. И это очень важно.
Затронув тему вербальной магии и ведунов, я хотел бы её развить в небольшой магический словарь:

Маг — могучий, мощный человек, человек могущий, которому всё возможно, который может помочь, оказать помощь. Прослежива-ется интересная связь: мочь и мочить; могу, моча, мокрый. В славянской мифологии есть богиня Мокошь (или по другому Ма-кошь) — богиня судьбы, которой приносили жертву у родников и колодцев, т.е. у воды. В современном языке магия присутствует в таких словах, как магистраль — главная дорога и магнит — притягивающий к себе; магнат — очень богатый, влиятельный, много могущий человек; магистр — человек, достигший значительных успехов и признания в науке. Наверное, наивысшая магия сегодняшнего дня совершается в магазине, где всё продают и покупают.
Жрец, жрица — служители культа, приносящие жертву. Ритуаль¬ное поедание жертвенной пищи — жратвы — христианские богословы превратили в чревоугодие, а слово "жрать" стало синонимом грубого, бескультурного приятия пищи.
Волхв — служитель бога Волоса — бога плодородия и богатства. Волос (Белее), в противоположность небесному Сварогу, бог земной. Из Земли произрастает семя, волосами трав и деревьев. Волос — хозяин Земли и подземного мира. Волость = вълъсть — это власть и земля, область, находящаяся под одной верховной властью (Срезневский).

Волшебник — тот кто волшебствует, волшит, волхвует, совершает волшвление, т.е. тр, что в словаре Срезневского (Материалы для словаря древнерусского языка, СПб, 1893г.) приравнено к магии. В слове волшить очень отчетливо проявляется что-то волчье. Волкодлак — человек-оборотень, обращающийся в волка. По поверью этим свойством обладали жрецы-волхвы.

Чародей, (чародейка, чаровница) — делающий чары, т.е. соверша¬ющий волшебство, волхование, колдовство* знахарство. Даль в своем определении приравнивает эти различные понятия, но не объясняет их. Но чара ещё и чаша. В санскрите очень близкое слово чакра — колесо. В буддийской мифологии Чакравартин (буквально, "тот, кто поворачивает колесо") — идеальный царь, устанавливающий во всём мире справедливость. (Мифы народов мира. 1992г.) Итак, чародей совершает действия, связанные с кругом: это может быть вращательное движение руками, а может, быть действия с переворотом сознания или вращения колеса жизни. Чаровница — напускает некие чары, флюиды, эманации, наводит обаяние, мороку, охмуряет, очаровывает. Под этим действием приходит очарование, но когда действие чар заканчивается, приходит разочарование, т.е. освобождение от чар.

Колдун — смысл этого слова уходит корнями в далёкое прошлое и уже забыт. По мнению Срезневского так в старину называли людей, совершавших обряд жертвоприношения. Оно созвучно таким словам, как колода, колодец, но где первооснова? Может быть она в слове коло — круг, колесо. Коло — это и Солнце, ходящее п кругу и годовой солнечный цикл — круглый год. Может быть здес тот же корень что и в Коляде — празднике зимнего Солнцеворота. Под воздействием христианской идеологии колдуны попали в раз ряд черных, вредоносных деятелей, причём с мрачной, отталки вающей внешностью.

Кудесник, чудесник, чудотворец, чудак — первый творит кудесг а второй — чудеса. Оба эти слова имеют общий корень и o6uryf природу, разница лишь в том, что "чудо — всякое явление которое мы не умеем объяснить" (Даль), а "кудеса — это чуде са, совершаемые посредством нечистой силы" (там же). Но ведь "нечистая сила"— это тоже чудо, или Вы сможете объяс нить, что это за явление. Рассматривая корень слова "кол дун", Афанасьев ("Поэтические воззрения славян на приро ду") построил такой ряд: колд = калд = кълд = клуд = /суд, теп самым уровнял колдуна и кудесника не только по сути, но и m законам лингвистики.

Знахарь, знахарка — знающие люди, т.е. те, которые знают законь Мироздания и взаимодействия его отдельных элементов чуть-чуп больше, чем другие.

Ведмак, ведун, ведьма — люди, которые не только знают — ведают но и ведут других к определенной цели по известной дороге — до-роге знания. Старинное слово вежа значит знающий, сведущий, Человека, который оберегает свадьбу и особенно молодых от пор¬чи и распоряжается всем называют вежливей, а опытную на все обряды, управляющую свадьбой женщину называют вежевуха. В современном языке вежа сохранилась лишь в слове вежливый, да осталось отсутствие вежи — невежа.
Целитель — человек, помогающий другому человеку стать цельным, т.е. привести в единство и гармонию физическое, психическое и душевное.

Врач — человек с законченным высшим медицинским образовани¬ем, лечащий больных (из современных словарей). Во многих сла-вянских языках слово врач отождествляется с понятиями лекарь, колдун, знахарь, предсказатель. Общеславянская форма слова УОГСЬ, а индоевропейский корень uer- (uor-) - "говорить припод¬нято, вещать", то же что и в словах врать и ворчать.

Лекарь — тот кто лечит лекарствами, т.е. "применяет медицинские средства для восстановления здоровья, нормального физического состояния человека и животных" (из словарей). Общеславянс¬кий корень lek- лекарственное средство; индоевропейский корень leg - собирать, подбирать.

Ворожея — понятие, которому сложно подобрать соответствия. По созвучию: ворожить; ворошить; воротить. Но может быть воро¬жея, это та, которая проявлена в Роде? Хотя Даль рассматривает ворожбу в разделе ворог. Но все-таки наиболее вероятно, что ворожить родственно таким словам как ворчать, ворковать, ве¬рещать, врачевать.

Гадалка (муж. гадала или гадатель) — те кто занимаются гадани¬ем, то есть предсказанием. Гадать (у Даля) — полагать, ожи¬дать, предвидеть, думать, мыслить. Индоевропейский корень guet — выражать мысли, говорить, сказать.

Экстрасенс — в дословном переводе: сверхчувствительный человек, хотя в современном представлении это человек, обладающий паранор¬мальными особенностями. В современной науке профессиональными приемниками колдунов и ведьм стали психологи, которые массиро¬ванно внедряются в область сознания и подсознания, перекрывая область психологии и парапсихологии.

Теперь немного о боге, чёрте и судьбе.

Бог — более позднее название Рода и его ипостасей. Общеславянский корень bogb и индоевропейский корень bhag— "наделять", "раздавать" близка к древнеиранскому, авестийскому baga— "участь", "судьба". В современном хинди бхаги означает счастье. Мы зачастую поминаем Бога в разговоре, не задумываясь об этом. Когда нам что-то дают или делают, мы говорим Спасибо, понимая под этим благодарность за оказанную услугу. Иногда добавляем — большое спасибо. Но ведь "спасибо", адресованное к подателю благ, предполагает адресацию к более высшей инстанции: "Спаси бог". Как это может быть большим или не очень? А иногда в ответ слышишь — "Не за что." Может быть оно так и есть — не нам решать. Мне нравится, когда речь заканчивают фразой: "Спасибо". Это как Аминь — подводит черту, "Я всё сказал, и спаси нас бог!".

Когда что-то удаётся, мы говорим "Слава богу!", тем самым, порою неосознанно, славим Бога. Хотя у славян Богов множество, поэтому правильнее бы было: "Слава Богам!"

Если нас ожидает некое дело с сомнительным исходом, мы говорим: "Ну, дай бог!". И снова обращаемся к высшей инстанции, в надежде на её помощь и поддержку. В славянской мифологии есть Даждьбог, он - "бог дающий". раньше говорили: "Даждьбог в помощь!"
Род — творец и создатель всего сущего и несущего, явного и неявного, живого и неживого. Он творит и присутствует во всем, есть основа всего. Поэтому сказать: "Я есть Род" не будет гордыней, самообманом, потому что всё и каждый есть частица вечного и бесконечного, творящего и разрушающего, что есть Род. Имя его живет в таких словах как родитель, рождать, родной, Родина, порода, урожай, родник. Основная хлебная культура также несет в себе это имя — рожь. Словом род означаются родственники и потомки, земляки и целый народ. Но в первую очередь под Родом понимается творческая, призывающая к жизни, производящая сила вообще. Род проявляется в триединстве: Явь, Навь и Правь, мужское и женское начало и зарождение новой жизни как результат взаимодействия этих начал. Это Триглав или Троян.

Сварог — мужское проявленное начало Рода. Он сварил, заварил этот мир, через его проявленное начало шло творение Мира. Сын Сва-рога — Даждьбог, дающий блага. Др-инд. svarga — небо, а в индуистской мифологии Сварга — рай.
Лада — женское проявленное начало Рода. Это лад, гармония, любовь. Она ладит, налаживает, гармонизирует Мир, делает его ладным, своими теплыми ладошками нормализует отношения, пронизывая их добром и любовью.
Богатырь, богач и убогий — как первый наделен физической силой и силой духа, так и другой обладает материальными благами, богатствами, т.е. богатый человек; третий же не обладает материальными проявлениями, но по своим духовным качествам — божий человек, несет слово божье, идею божью. У Даля есть определение слова божатый — крестные отец и мать, восприемники. Все они, люди — близкие к богу.
Богатые и бедные — приняв, что богатые — это люди от бога, посмотрим, кто такие бедные. Бедные — это те, кто с бедой. Бедность не является мерой материального достатка, это гораздо более сильная форма определения человеческой опустошенности, характер его судьбы.

Судьба — доля, участь, рок, жребий. Это та часть, тот кусочек, который выделен всему и каждому сущему. Это универсальное космическое начало, отождествляемое с мировой необходимостью и мировой справедливостью (право, правь, закон — не случайно тот же корень у слова суд). Судьба даёт и ведёт. Но судьба ведёт того, кто хочет, и влачит того, кто не хочет. Это весы, которые определяют меру добра и зла, воли и доли.,Судьбу предсказывают гадатели и астрологи (астрология — наука, слово, А-оуоо о звёздах, о космосе, о космическом законе). Пряжа и нити являются символом судьбы почти во всех религиозных представлениях. Это нить жизни, которая обрывается в момент смерти и путеводная нить Ариадны, выводящая из запутанного лабиринта.
В славянской мифологии существует богиня судьбы — Макошь. Ма-кошь — мать Коша, вечного жребия, Кощея бессмертного. К ней обращаются при гаданиях и предсказаниях, порой не зная ее имени. Она хранит у-дачу в кошельке выдает каждому по заслугам его, соответствуясь с его частью, у-частием, с-частьем. Макошь наполняет кошелку счастливым урожаем или несчастной долей - недолей.
Явь, Навь и Правь — славянская космогония: проявленный мир — Явь, непроявленный, сокрытый, который иногда называют миром мёртвых (Духов) — Навь, и закон мироустройства — Правь, что тесно связано с понятием судьбы и живёт в таких словах как право, правда, правый, правильный, управление.

Закон в современном представлении — это связь между явлениями объективной реальности, вытекающая из природы этих явлений. Слово пошло от понятия кон — начало, межа, предел и конец (умал. от кон) — в пространстве и в размерах предмета начало и конец одно и то же, потому что всякий край условно может быть принят как за начало, так и за конец его. В древнерусском языке существовало два понятия: покон — обычай, начало; и закон -установление, исходящее от власти, противоположное обычаю, покону (Срезневский, I, 922). Поэтому было и выражение: "по закону и по покону", т.е. по закону и по обычаю.
Чёрт — однозначного толкования и объяснения происхождения этого слова и понятия нет. Его отождествляют с нежитью, нечистью, нечистой силой, которая находится «за чертой» обычного миропонимания. Созвучно со словом черта, чёрточка, черта, чертить.

А.Резунков, руководитель "Крины".

Прочитано 1750 раз